Gotihc

ХОЧЕШЬ, Я РАССКАЖУ ТЕБЕ СКАЗКУ?

Ну вот что. Об заклад бьюсь, что если ты пристанешь к кому-нибудь с вопросом, что же такое значит эта чертова готика, вразумительного ответа ты не получишь. Даже готическая тусовка, временами отвисающая на Чистых Прудах в Москве, в этом вопросе разбирается не так чтобы очень, постоянно сбиваясь на описание своих душевных переживаний и на то, что HIM – это очень круто.

Термин это размытый, а характеристики стиля никем еще не были точно определены. Историки культуры считают, что это определение – «готика» появилось еще в XVI и XVII веках, причем изначально оно использовалось, чуть ли не как ругательство: на дворе стояло Возрождение, и все, что не относилось к нему напрямую (или попросту было не итальянским), презрительно называли готикой. Ясно, что при таком голимом подходе особенной точностью определения никто не затруднялся. Потом, правда, времена поменялись. Собственно итальянское искусство подувяло, и во время возрождения готики в восемнадцатом веке термин уже перестал носить уничижительный оттенок. Иногда его стали применять вообще в отношении всего средневекового европейского искусства. А в начале XIX века немалый (самый ранний, 10 -12 вв.) шмат европейской движухи средних веков стали называть романским, а готикой примерно считают искусство, созданное после романского и до ренессансного периода.

ГОТИКА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Естественно, за те примерно двести лет, которые теперь называют в искусстве периодом готики, ею был оставлен в истории немаленький след. Поскольку сама движа шла в основном в странах, где поляну держала католическая церковь, то влияние религии на этот пласт искусства был офигенно сильным. И поэтому готическое искусство так и осталось скорее религиозным, обращенным «ввысь», соотнесенным с вечностью, с высшими иррациональными силами. Ясно дело, и противоположные течения наличествовали – там, сатанизм, оккультизм и все такое, но это ведь оборотная сторона той же медали, ты понимаешь. А мышление готическое – такое, мутноватое, сплошные аллегории, мистика, запутывание смысла, многозначительность, символичность. Все это и присуще готической субкультуре наших дней, это тот стержень, на который накручивается все остальное. Ну, а теперь – немного про все остальное, амиго.

ГОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Впервые термин «готика» в музыке был применен еще в конце 60-х по отношению к музыке таких клевых и мрачных банд, как KING CRIMSON и VAN DER GRAAF GENERATOR. Причем, самое прикольное, что на исполнителей вовсе не музыка готического времени влияла, а скорее само настроение того времени, и еще – сюжеты, всякие мертвецы, духи, вампиры и мистические явления. Но это были типа первые цветочки, а ягодки начали завязываться в Англии уже к концу 70-х годов, после того, как шоу-бизнес схавал бодренький в прошлом панк, и на смену ему пришел пост-панк. Пост-панкеры стали во-первых, играть более мелодично, а во-вторых, более мрачно. Параллельно развивался и глэм-рок с его пафосным звучанием и пышным (но тоже мрачноватым) внешним видом. Появились такие гранды, как Bauhaus, Sex Gang Children, Joy Division. Набрала силу и так называемая «Новая Волна» (new wave) – но в принципе, этот термин ничего конкретного не обозначает: это просто такое общее название печальных групп, объединенных пост-панковыми музыкальными устремлениями и романтически-мрачным имиджем. (Особо никто не разграничивает пост-панк и новую волну, хотя условное деление есть – первые группы типа гитарные больше, вторые – синтезаторные (синтез-поп, «новые романтики»)).
Мрачный, депрессивный и многозначительный пласт готик-рока был окончательно сформирован усилиями музыкантов и продюсеров к середине восьмидесятых. Основными стилевыми признаками готик-рока тогда, и практически всех разновидностей готик-музыки сейчас, стали черные одежды исполнителей, всякие черные круги вокруг глаз (этим еще в семидесятые щеголяли все, кому не лень – от Cure до Alice Cooper ), мрачные не очень вразумительные тексты, упадочническое настроение, тщательно культивируемая мизантропия и депрессивные настроения, околокладбищенская тематика. Так что сегодня «готический» музыкальный пласт очень разнообразен: это могут быть и готик-металлические группы (брутальный блэк-метал, и различные скандинавские металлические течения, симфо-метал, doom и death-метал и все такое вплоть до индастриэла и нойза), и более классические роковые составы (The Sisters of Mercy, The Mission, Bauhaus). А так же электронные (даже попсовые) проекты (Cocteau Twins , This Mortal Coil, Depeche Mode, Dead Can Dance, Mylene Farmer или первый альбом «Энигмы»), ну, и конечно, абсолютно акустические коллективы, просто исполняющие средневековую музыку ТЕХ САМЫХ времен или пишущие свою в том же стиле (Backworld, Sagittarius).

MADE IN USSR

У нас - «Николай Коперник», если кто помнит, придерживался электронно-поп-готического стиля, еще была такая формация «Ночной Проспект». Это более электронное все. А из «живой» музыки - более или менее близкими к готике можно назвать… пост-панкера и «нового романтика» Цоя,(особенно позднего), местами «Алису» - их первый альбом, кстати, был почти полностью выдержан в стилистике «новой волны», а демонический имидж молодого Кинчева в ноль был слизан с американских новых панков конца семидесятых. А в широком плане самыми готическими группами в России были и есть сибирские панки с Егором Летовым во главе .

ГОТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тебе уже ясно, амиго, какой должна быть готическая литература. Это мистика, таинственность, мрачный романтизм, извращенная чувственность. Это Мэри Шелли (автор «Франкенштейна»), Байрон, Бодлер, Гофман, Оскар Уайльд, Энн Рэдклифф, Теофиль Готье. Но это все – культовые авторы готик-культуры, определившие, типа, ее каноны. А далее уже везде – от Де-Сада и Мопассана до Говарда Лавкравфта и Роберта Блоха со Стивеном Кингом впридачу. Также у готов популярен экзистенциализм (Камю, Сартр), антиутопия (Оруэлл, Хаксли), философская мистика (По, Кафка, Мэйринк, Стокер). В общем-то, готическая субкультура, вследствие культивируемой в ней мизантропии, очень способствует в адептах развитию любви к чтению, что в других тягах встретишь не так часто - :-).

ГОТИЧЕСКОЕ КИНО

Готический кинематограф уже имеет солидную историю: начало ему положили еще на заре XX века немые фильмы "Nosferatu" и "The Cabinet of Dr. Caligari". Потом был культовый "Дракула" с Белой Лугоши. А потом к готическому кино стали скопом относить все фильмы, хоть как-то подпадающие под уже известные тебе критерии, и теперь любой фильм, наполненный таинственной или гнетущей атмосферой можно назвать готическим – «Проклятие Сонной Лощины», например, или «Видок». Конечно, все фильмы про мертвецов, вампиров и мистические явления клади в эту же корзинку: "Голод", "Интервью с вампиром", "Ворон", «Восставшие Из Ада». Хотя говорят, что кино-готика отличается не столько зрелищностью, сколько глубоким психологизмом, попыткой проникнуть в самую суть человеческого отчуждения. Ну, а под это определение вообще можно смести все, что угодно – от абстракционистских фильмов Линча до киберпанковских задвигов Ридли Скотта. Даже комедии черного юмора типа «Семейки Аддамсов» можно отнести к готике ;-).

ОДЕЖДА

Все черное, изредка - с включением красного цвета. Это понятно почему: философия упадка, депрессняка и возвышенных мыслей о вечном не терпит пестроты. Из украшений - исключительно серебро (оно на черном смотрится стильнее, золото вообще не в теме) Приветствуется кожаная и облегающая одежда, но черная, естественно. Рубашки: хорошо бы из бархата или парчи, да где нароешь... Поэтому юзается шелк, но тоже – по достатку. Распространены разрезы на рукавах и брюках, обычно со шнуровкой (на колечках или цепочках), - это все от рокеров передалось. Часто встречаются одежные заимствования из прошлых эпох: например, плащи и накидки. Девушки часто носят кожаные ошейники (привет садо-мазо!) или хотя бы шейные платочки.

ОБУВЬ

Готические остроносые ботинки с металлическими пряжками и вставками - это для «выходов». В повседневной жизни – туфли, гриндера и камелоты. А для девушек – облегающие сапоги с очень высокими голенищами и каблуками. На тело - драгоценные и полудрагоценные камни (желательно красные - гранат, агат, оникс). Разнообразные кольца: обычные, на ноготь, на фалангу, на весь палец. Браслеты и цепи. Диадемы. Ну и пирсинг, куда же без...!

МЭЙК-АП

Это святое. В тусе готов пользоваться косметикой зазорным не считается никому. Настоящий гот должен выглядеть, типа, как Элис Купер: бледное лицо (грим, пудра, тональный крем), глаза, подведенные черной тушью, окрашенные ресницы. Кстати, глазки, по ходу, вообще лучше черным обводить, типа синяки. Мрачнее выглядит. Если ты ленивый гот и краситься тебя ломает, лазай везде в темных очках. Тоже неплохо. Брови обычно выбриваются, вместо них рисуются тонкие прямые линии по диагонали вверх, к вискам. Губная помада и лак для ногтей – ясно дело, тоже черные. Ну и любые импровизации в том же кладбищенском стиле: можно вставить контактные линзы со зрачком в форме черепа или летучей мыши, нарисовать узоры на лбу, щеках и скулах, или нарастить себе клыки наподобие вампирских.

ПРИЧЁСКА

Гот должен быть или лысым или черноволосым. Ну, в крайнем случае, можно выкрасить серебряную седую прядь: типа от пережитых страданий, да и смотрится неплохо. Основные виды причесок, конечно, "утро в курятнике" (волосы стоят торчком в беспорядке, это привет от «новых романтиков» типа Cure), или "pony tail" - волосы собираются в хвост на макушке (заимствование из средневековья и еще – подарок рокеров). Много реже - различные ирокезы (пучковые, двойные, зачесанные набок (ау, панки и пост-панки!).

ТЫ БУДЕШЬ МЕРТВАЯ ПРИНЦЕССА…

В готической субкультуре сложились несколько необычные представления о сексуальной привлекательности. И если с чиксами вроде как все понятно (женщина-вамп), то мужики считаются привлекательными только в том случае, если имеют "андрогинный" (бесполый) вид. Не педерастический, а именно бесполый, типа далекий от секса вообще (опять же эхо пуританских средних веков). Впрочем, парню-готу ничего не стоит напялить на себя юбку или сетчатые чулки, этот легкий фрик-стайл пришел, как понимаешь, из глэма через панк. Пристрастия к сексу декларируются как извращенные, с кладбищенским душком: сомнофилия (один из партнеров притворяется трупом), асфиксофилия (удушение партнера "понарошку"), тафофилия (секс на кладбищах, в гробу или в окружении атрибутов смерти), вампиризм (секс с кровоточащими укусами и питьем крови) или даже некрофилия – но это уже для совсем больных. Естественно, наиболее популярны фетишизм и садо-мазо.

ПОИГРАЕМ В ДЕКАДАНС

Короче, теперь ты понял, что готической культурой на самом деле, как бы, и нет вовсе. Есть такая солянка, многослойный пирог различных течений, которые связывает только такая общая мрачная убежденность. Типа средневековье. Мрак. Печаль. Тоска. Религиозные (или анти-религиозные) поиски. Черный и серый цвет. Интерес ко всему загадочному, загробному, мистическому. Паранойя. Мизантропия. Красиво культивируемая депрессия. Именно поэтому разные готические тусовки в разных местах и по разным поводам могут собирать совершенно разных людей, с изумлением обнаруживающих, что готами себя считают совершенно иные типы, чем они сами. А на самом деле кто-то всего-навсего хочет красиво попонтоваться (на фоне юношеского романтизма и вялотекущего депрессняка – особенно у девственников и девственниц – это очень популярно , кто-то прется от мрачного музона, считая готами даже Ника Кэйва и Курта Кобейна, а кто-то просто любит «готическую» живопись типа Босха и Брейгеля и сам рисует в тетрадках шариковой ручкой оскаленные черепа.

Так что если ты считаешь, что все вокруг плохо и печально, мир несовершенен, минорные гармонии вставляют гораздо круче, а черный цвет тебе идет – добро пожаловать!

Into the Labyrinth – один из известнейших альбомов культовой группы «Dead Can Dance», выпущенный в 1993 году. «Dead Can Dance» - дуэт замечательных музыкантов Brendan Perry и Lisa Gerrard, был создан в 1981 году в Мельбурне (Австралия) и выпустил восемь полнометражных альбомов, перевернувших представление о музыке у многих и многих. Симфонизм, готические хоралы и холодный и глубокий вокал Лайзы, таинственная отстраненная атмосфера этих записей и ритуальная, сакральная их значимость сделали DCD одной из самых таинственных и уважаемых групп современности. Вообще. Критики единодушно решили, что этот гениальный дуэт сформировал свой собственный стиль – изящную смесь барокко, средневековой симфонической музыки, этнических ритмов и рока.

ПОДВИДЫ ГОТОВ

Punk Goth Стиль готов-ветеранов. Ирокезы, английские булавки, рваные джинсы, кожаные куртки. Практически стопроцентные панки.

Victorian Goth Отдают предпочтение стилю исторических эпох. Камзолы, ботфорты, рубашки с жабо и оборками. У теток - корсеты, широкие юбки на каркасах, веера, перчатки и все такое. Единственные готы, которые не придерживаются черного стиля. Прически - исторические, а не постпанковские. Естественный цвет волос.

Androgyn Goth "Бесполые" готы. Весь мэйк-ап направлен на то, чтобы скрыть половую принадлежность персонажа. Корсеты, бандажи, юбки, латексная и виниловая одежда, высокие каблуки, ошейники. Равноправие полов, типа.

Hippie Goth Стиль характерен для язычников, оккультистов или пожилых готов. Мешковатая одежда, капюшоны, плащи. Волосы естественного цвета, свободно ниспадающие, с вплетенными лентами. Амулеты, но не металлические, а деревянные или каменные, с изображением рун и других магических знаков.

Fetish Goth Типа, готы – фетишисты, огромное внимание уделяющие именно внешнему виду и определенным деталям туалета. Плотная обтягивающая одежда из кожи или латекса. Тяжелый мейк-ап. Если гот – гомосексуалист, он скорее всего, оденется так =).

Corporate Goth Готы, работающие в крупных компаниях и вынужденные одеваться в соответствии с корпоративным стилем. Офисная одежда, приближенная к готичности, насколько это возможно. Никакого мэйк-апа, минимум украшений, все строгое и черное.

Cyber Goth Это уже поновее. Киберпанковская эстетика. Активное использование техно-дизайна: шестеренки, кусочки микросхем, провода. Одежда чаще всего из винила или неопрена. Волосы выбриваются или красятся в фиолетовый, зеленый или голубой цвета.

Лучший сайт о настоящей готике